Метамодель показывает, каким образом мы применяем следующие три способа для того, чтобы осмыслить свой опыт и приходящую к нам информацию:
1. Вычеркивание — устраняем информацию.
2. Генерализация — делаем широкие или универсальные формулировки на основе лишь ограниченных данных.
3. Искажение — создаем смысл путем сосредоточения на информации определенного рода и игнорировании остальной.
Все три процесса вполне естественны. Они могут быть полезны, а могут ограничивать нас. Например, представьте себе, что было бы, если бы вы не вычеркивали значительное количество того, что оказывается в поле вашего восприятия! Ваша голова была бы полна всяческого ненужного хлама вроде всех автомобильных номеров, которые вы когда-либо видели. С другой стороны, не вычеркиваете ли вы важную информацию? Не бывает ли так, что когда вас оценивают, вы вычеркиваете всю положительную обратную связь и посвящаете все ваши мысли одному-единственному критическому замечанию?
Взгляд с точки зрения метамодели позволяет ставить целый ряд вопросов, благодаря которым мы можем восстановить недостающие звенья, подвергнуть сомнению неоправданные генерализации и создать новые смыслы взамен утраченных при искажении.
3. Повседневные примеры метамодели Вычеркивание
► Негативное. Когда мы не обращаем внимания, забывчивы, игнорируем предупреждающие сигналы, сигнализирующие о переутомлении.
► Позитивное. Когда мы не замечаем удручающую окружающую обстановку, потому что находимся с любимым человеком.
► Негативная. Когда мы чувствуем, что все против нас (абсолютно каждый житель планеты, включая тех, с кем мы никогда не встречались.).
► Позитивная. Вы только что провели свою первую презентацию, и она прошла по-настоящему хорошо. Вы начинаете думать: «Я могу делать презентации», — и это дает вам новую уверенность.
Искажение
► Негативное. Вы видите вашего начальника беседующим с коллегой, затем они смеются, и вы просто «знаете», что это над вами.
► Позитивное. Ваш партнер неожиданно покупает вам особый подарок, и вы просто знаете, что он любит вас.
4. Когда стоит подумать о метамодели
► Всякий раз, когда вы хотите прояснить для себя, что на самом деле говорите вы или другие.
► Всякий раз, когда вы хотите более ясно мыслить.
► Всякий раз, когда вы или еще кто-то занят генерализациями.
► Когда ваша интуиция говорит вам, что некто делает недостаточно обоснованные заявления.
► Когда кто-то пытается вам что-то продать или убедить вас что-то сделать.
► Всякий раз, когда вы делаете некие заявления или утверждаете что-то в письменном виде, будь то в дискуссии или в споре.
5. Как вы можете использовать метамодель Вычеркивание
С помощью метамодели вы можете отчасти воссоздать недостающую информацию, задавая определенного рода вопросы.
► Когда информации реально недостает. Если вы говорите или думаете: «Я чувствую, что сыт по горло», — то вам следует спросить себя: « Чем именно ?»
► Когда делается скрытое сравнение. Если вы говорите: «Становится хуже», — то следует задаться вопросом: «Хуже по сравнению с чем ?»
► Когда о процессах упоминается так, как если бы это были фиксированные состояния. Если вы говорите: «Наши отношения находятся в упадке», — то спросите себя: «В чем именно по-другому мы контактируем и каким образом это оказывается хуже, чем прежде ?»
► Когда информации недостает потому, что вы не определяете точно, кто или что вовлечено. Если вы говорите: «Люди не любят меня», — то нужен следующий вопрос: «Какие именно люди?»
Генерализация
Использование метамодели позволяет вам отличать друг от друга различные генерализации и помогает пересмотреть те из них, которые вас блокируют.
► Универсальные утверждения. «Ты никогда не учитываешь мое самочувствие!» «Никогда? Никогда, никогда?»
► Долженствования. «Я должен возвращаться домой вовремя». «Что бы случилось, если бы ты не пришел вовремя? А если пришел ?»
► Невозможности. «Я не могу сделать это». «Что тебе препятствует ? Что бы произошло, если бы ты могла?»
Искажение
Использование метамодели дает вам возможность понять, каким образом люди осмысляют свой опыт, и подвергать сомнению эти смыслы, если они «не работают» для вас или для них.
► Сложное равенство. «Людям, которые не смотрят в глаза, нельзя доверять». «Каким образом то, что человек смотрит или не смотрит в глаза, связано с тем, заслуживает или не заслуживает он доверия?»
► Причина и эффект. «Ваши замечания заставили меня почувствовать себя неуверенно». «Как именно получилось, что то, что я сказала, заставило вас почувствовать себя неуверенно?»
► Чтение мыслей. «Ты сердишься на меня». «Откуда ты знаешь? Что побуждает тебя так думать?»