Life
Coaching

Купить этот Сайт!

Критерии и критериальные эквиваленты

1. Что такое критерии и критериальные эквиваленты?

Критерий — это стандарт, который мы используем для оценки. Наши критерии показывают, что именно важно для нас. Обычно они формулируются с помощью слов, выражающих абстрактные понятия, такие, как честность, доверие, счастье, любовь, дружба, принятие, искренность. Для каждого из нас эти слова несут мощные смыслы, но вовсе не обязательно одни и те же! «Значение» каждого из них для нас несет отпечаток нашего опыта и наших убеждений. Поэтому каждый из нас судит о соблюдении или нарушении другими наших критериев по специфическим формам поведения. Эти формы поведения носят для нас характер неких «юридических свидетельств» и в НЛП называются критериальными эквивалентами. Очень важно отдавать отчет, что у разных людей критериальные эквиваленты одного и того же слова могут быть различны, и это может вести к серьезным взаимным непониманиям.

2. Что дают критерии и критериальные эквиваленты?

Если вы сознаете, что идея или слова могут для кого-нибудь другого значить совсем не то, что для вас, то вы можете начать выяснять, что же это значит для него. Например, предположим, что кто-то, кого вы любите, говорит: то, что по-настоящему для него важно, — это чувствовать, что вы здесь и с ним. Таким образом, вам сообщается критерий, но отнюдь не используемые другим свидетельства его выполнения или невыполнения. Вполне возможно, что вам захочется узнать, что именно вы должны делать или говорить, чтобы любимый человек точно знал, что вы здесь и с ним. Это и будет критериальным эквивалентом. Обычно вы можете лишь догадываться об этом специфическом поведении. И очень часто люди полагают, что для других оно такое же, какое естественным образом используют они сами. А на самом деле эти поведенческие свидетельства нередко вполне идиосинкратичны  (уникальны, индивидуальны) и непредсказуемы. Так что спрашивайте!

3. Повседневные примеры критериальных эквивалентов

Ниже приведены некоторые примеры критериальных эквивалентов «любви»:

► Если бы он любил меня, то он бы знал, чего я хочу (иначе говоря, его любовь ко мне означает его способность читать мои мысли).

► Если бы она любила меня, мне не нужно было бы просить ее (то есть если она меня любит, она должна предвосхищать мои желания).

► Он знал, что его мать любила его, потому что она всегда была дома, когда он приходил из школы.

► Если я посылаю своей матери открытку на День Матери, она знает, что я ее люблю.

4. Когда имеет смысл подумать о критериях и критериальных эквивалентах

► Когда кто-то использует абстрактное слово, заслуживает выяснения, что оно на самом деле значит для другого и с какими формами поведения ассоциировано.

► Когда вы вовлечены в некое разногласие, непонимание или конфликт по поводу смысла или по поводу того, что значит некое поведение. Почти наверняка в ситуации присутствуют противоречащие друг другу критерии или критериальные эквиваленты.

► Когда вы хотите ввести изменение. Обдумайте смыслы, которые могут быть приписаны вашим предложениям. Посмотрите на свои предложения как на критериальные эквиваленты в глазах других.

5. Как вы можете использовать критериальные эквиваленты

Заведите привычку обращать особое внимание на моменты, когда вы или кто-то другой использует слово, предполагающее некий критерий. Спрашивайте себя или другого, каков его специфический смысл. Какие действия или формы поведения должны демонстрировать этот смысл? Критерии представляют собой абстрактные идеи. Что для вас или другого в данном случае было бы их зримым воплощением? Выясните, что должно произойти, чтобы вы (или другой) знали, что критерий выполнен. Что именно говорило или свидетельствовало бы об этом?

Стремитесь понять, что отчуждает людей от вас или приближает их к вам. Вы, например, можете начать спрашивать их, что для них важно, а также что вы или другой должны были бы делать, чтобы это служило для них доказательством выполнения их критерия.

Когда кто-то говорит слово, не думайте, что вы знаете, что именно оно в данном случае значит. Проверьте.




Copyright © MetaCoach. 2008-2015