Life
Coaching

Купить этот Сайт!

Моделирование

1. Что такое моделирование?

Моделирование составляет основу НЛП и является результатом поиска ответа на вопрос: «Как они это делают?» Моделирование есть процесс выяснения того, как именно люди ведут себя, делая нечто, будь то осуществление некой задачи, выполнение навыка, пребывание в определенном состоянии или полная самореализация в жизни. В детстве вы бессознательно много занимались моделированием, имитируя манеры поведения определенных людей и даже перенимая их убеждения. Во взрослом состоянии вы, возможно, сознательно пытались моделировать людей, обладающих мастерством в том, что вы хотели делать лучше. Таким образом, вы способны моделировать сознательно или бессознательно, очень детально или в большей мере исходя из непосредственного впечатления.

Информация, нужная нам для моделирования, обычно черпается в одной или более из следующих областей:

► Параметры внешних условий и внешнее окружение.

► Поведение.

► Навыки и способности.

► Убеждения и вопросы идентичности.

В НЛП эти области в целом описываются как логические уровни (см. выше). Вы можете моделировать других на любом из этих уровней, и чем более полно вы моделируете, тем ближе к оригиналу и эффективней получается ваша модель. Например, если вы хотите достичь большей эффективности в социальных ситуациях, вы могли бы ближе понаблюдать за кем-то, кого вы считаете великолепным собеседником и отлично умеющим делать так, чтобы другие чувствовали себя комфортно. Но если вы на самом деле не в такой степени, как этот человек, интересуетесь тем, что побуждает людей раскрываться, их чувствами и реакциями, то в вашем моделировании будет недоставать важного ингредиента, почти наверняка имеющегося у того, кого вы

моделируете, — а именно, определенных ценностей и убеждений. Чтобы моделировать более полно, чтобы достичь мастерства отношений, которым обладает ваш эталон, вы должны выйти за пределы поведения и внешних навыков, вы должны так же научиться думать о других при взаимодействии с ними, как ваш «учитель».

Большинство людей прекрасно умеют различать, зачастую бессознательно, поверхностное поведение и глубинные установки, и их реакции часто в значительной мере зависят именно от этого неосознаваемого различения подлинного и поверхностного. Поэтому, если вы хотите быть действительно на высоте, вам не следует ограничиваться механической имитацией поведения. Вам нужно пойти дальше и прежде всего понять, почему ваш эталон хочет это делать.

2.  Что дает моделирование?

Моделирование делает возможной передачу знания. Оно составляет основу научения. Согласно НЛП, если мы знаем, каким образом некто делает то, что он делает хорошо, мы можем научиться это делать — при условии, что располагаем достаточно подробной информацией.

3.  Повседневные примеры моделирования

► Мы ходим и говорим так же, как наши родители.

► Обучение навыку в результате наблюдения за кем-то, выполняющим его.

► Мастер-классы — когда признанный мастер не просто инструктирует вас, а позволяет наблюдать за ходом своей мысли.

► Имитирование друга или коллеги, которым вы восхищаетесь.

► Следование рецепту. Вами руководят: «Сделай то, затем сделай это... и у тебя получится превосходное блюдо».

► Когда мы с детства являемся членами той же церкви, что вся наша семья, или вырастаем в том же вероисповедании.

4.  Когда следует подумать о моделировании

► Когда вы хотели бы освоить навык или усовершенствовать тот, что у вас уже есть.

► Когда вы встречаете кого-то, замечательно умеющего что- то делать, и хотите узнать больше о том, как у него это получается.

► Когда вы хотите имитировать других.

► Когда вы хотите быть способн(ым, ой) воспроизвести нечто эффективное, что вам удалось сделать (самомоделирование ).

► Когда вы хотите изменить свои действия, которые были не слишком эффективными, вы можете смоделировать неправильную последовательность, чтобы понять, что в следующий раз делать по-другому.

5.  Как вы можете использовать моделирование

Сфокусируйте свое внимание на том, что хотите моделировать, используя при этом как можно больше органов чувств. Вы можете поставить цель моделирования конкретного навыка, поведения в определенной ситуации, даже чьего-то общего подхода или стиля. Моделирование может быть специфичным, или, говоря на языке НЛП, мелким, а может быть более глобальным, или крупным (см. выше раздел о категориях).

Задайте себе вопрос о ключевых категориях. Каково то различие или изменение, которое является значимым и позволит мне достичь желаемого способа существования или Поведения? В приведенном нами выше примере один из ключей к повышению эффективности в социальных ситуациях состоит в интересе к людям, с которыми вы встречаетесь. Но сколь ни велики ваши интерес и восторг, говорить о чем-то все равно надо. Если вам трудно придумать тему для разговора, тогда ключевое различие, которое может помочь вам достичь большей социальной эффективности, возможно, возникнет, если вы подготовите заранее некие вопросы, побуждающие людей к беседе.

Вы можете оценить информацию, которую получили в результате ответа на предыдущий вопрос, задав себе следующий вопрос: «Когда это не происходит?» Негативные примеры нередко показывают нам ключевые процессы с особой ясностью. Сравнение между собой двух сходных ситуаций или результатов, выявление подобия и различия между ними в НЛП называется контрастным анализом. Если, например, с одним из ваших коллег у вас неизменно возникает ощущение своей полезности — вам есть что предложить, — а с другим вас постоянно преследует переживание собственной ничтожности и несостоятельности, то выявление конкретных ключевых различий между этими двумя ситуациями позволит вам понять, что вы можете сделать, чтобы изменить негативный вариант. Вы также узнаете, как помочь другим людям почувствовать, что они имеют что предложить.

Собирайте информацию о поведении человека и также о его внутренних процессах. Спрашивайте его о том, как и что он думает, и также о том, что он реально делает. Полезно определить предпочитаемые им репрезентативные системы и субмодальности. Стоит узнать его последовательности и стратегии. Что он думает или делает вначале? — после этого? — затем? Если у кого-то хорошо получается достигать поставленных целей, то, возможно, он умеет удерживать в уме образ законченного отчета или иного результата, к которому стремится. А может быть, он умеет ободряюще с собой разговаривать. А может быть, этот человек — мастер прощать себя, когда делает ошибку. Есть, например, достоверные свидетельства, что людям со стойкими проблемами веса с большей вероятностью в конце концов удается похудеть, если они прощают себя за свои срывы. Те, кто критикуют себя, когда «хватают куски» или не могут отказать се

бе в чем-то, занесенном в их «черный список», в результате обычно чувствуют себя плохо, а затем едят еще больше для утешения или из протеста. Моделируя с максимальной возможной для вас подробностью успешных людей, вы повышаете свои шансы обзавестись собственными рецептами успеха.

Если вы моделируете кого-то лично знакомого вам или кого-то, с кем вы можете вступить в личный контакт, то установите и поддерживайте с ним контакт. Исходите из позиции любопытства, а не оценки. В конце концов, вам нужен его рецепт успеха. Даже когда что-то изумляет или поражает вас как нечто странное, помните, что для этого человека оно работает. Спросите себя, почему.

С другой стороны, чтобы моделировать кого-то, вам не обязательно знать его лично. Если у вас нет к этому человеку личного доступа, вы можете опираться на информацию из других источников — книг, статей, телепрограмм и так далее. В данном случае моделировать труднее, но все равно это возможно. Производя свои изыскания в источниках информации, будьте внимательны, чтобы не упустить детали, которые могут оказаться важными. Автор статьи или телепрограммы мог расставить акценты в собранном им материале совершенно иначе, чем это сделаете вы, поэтому нечто, что он воспринял как периферическое, для вас может выступить на первый план. Аналогично, когда вы читаете собственное описание вашим эталоном того, что он делает или достиг, будьте внимательны к мелочам — даже если он того не сознает, они могут быть важными в его подходе или поведении.




Copyright © MetaCoach. 2008-2015