Life
Coaching

Купить этот Сайт!

Логические уровни

1. Что такое логические уровни?

Логические уровни — это способ определения структур и паттернов мышления по поводу идей, событий, отношений или организаций. Они помогают нам понять, какие именно темы важны или что происходит. Логические уровни образуют иерархию.

Люди часто выделяют различные уровни своего опыта. Например, один из наших клиентов рассказывал: «На одном уровне горящий дом был катастрофой, но на другом он сделал меня тем мужчиной, каким я являюсь сейчас. Поскольку мне пришлось переехать, я должен был начать все сначала. В результате я создал свой бизнес, и я никогда не оглядывался назад». Один из способов запомнить уровни связан с тем, что каждый из них дает нам свой род информации, отвечает на определенный вопрос. Ниже мы для ясности ключевые вопросы для каждого уровня выделяем заглавными буквами.

► Среда: ГДЕ? и КОГДА? Этот уровень охватывает подробности контекста. Контекст может быть физический, например, конкретное здание, или социальный, например, определенная группа людей. Все ответы на вопрос «Когда?» также относятся к этому уровню.

► Поведение: ЧТО? Поведение — это то, что вы фактически делаете — или не делаете. Темы данного уровня относятся к тому, что происходит или сделано.

► Способность: КАК? Способности говорят о жизненных «как» — о знаниях, навыках и процессах, позволяющих личности, которая ими обладает, делать что-то с легкостью, в то время как другой человек, не имеющий их, находит то же самое весьма трудным.

► Убеждения и ценности: ПОЧЕМУ? Наши убеждения и ценности формируют наши представления о том, почему что-то возможно для нас и что-то невозможно. Они снабжают нас обоснованиями и являются движущей силой наших действий.

► Идентичность: КТО? Идентичность относится к чувству «я». Можно говорить о личной или о корпоративной идентичности. В любом случае это то, что мы есть.

► За пределами идентичности: ДЛЯ КОГО/ДЛЯ ЧЕГО?

Данный уровень описывает большую сцену, или систему, в связи с которыми возникают вопросы о более глобальных целях. Для индивида это нередко означает духовные вопросы. Темой этого уровня может быть миссия.

2.  Что дают логические уровни?

Логические уровни дают вам способ понимания следующего:

► с какого рода информацией вы имеете дело;

► откуда происходит проблема;

► на каком уровне она переживается или исходно проявляется;

► что в действительности меняется от решения проблемы;

► на каком уровне лучше всего проводить взаимодействие или вмешательство.

Если вы во всех взаимодействиях с другими, а также в собственном мышлении уделяете внимание ключевым вопросам — кто? почему? как? что? где/когда? — вы, как правило, в каждом конкретном случае можете определить задействованный логический уровень. В свою очередь, это позволит вам делать другие важные вещи:

► Вы можете разобраться, откуда на самом деле происходит трудность, в отличие от того, откуда она, по-видимому происходит (например, поведенческие или средовые проблемы зачастую коренятся в убеждениях).

► Вы в состоянии выяснить, как должно быть оптимальным образом направлено воздействие для изменения ситуации. Большинству людей легче изменить поведение тогда, когда они могут быть уверены, что это не потребует от них изменений на уровнях убеждений или идентичности.

► Вы можете осуществить малые вмешательства, которые приведут к большим эффектам. Например, с появлением в офисе графина для воды, кофеварки или чайника люди, как правило, чувствуют себя там комфортней, что, в свою очередь, помогает создать или поддерживать чувство принадлежности к подразделению или команде (идентичность).

3.  Повседневные примеры логических уровней

Пусть, например, речь идет о походе в кино. Зачастую информация о важном логическом уровне передается интонацией или ударениями:

► «Я не хочу идти на этот фильм». Это, возможно, утверждение о поведении: я не хочу это делать.

► «Я не хочу идти на этот фильм». Это, вероятно, означает, что кто-то еще пусть хочет сколько угодно, но я — нет: уровень идентичности.

► «Я не хочу идти на этот фильм». Здесь, возможно, содержится указание на то, что у меня есть свои причины, хоть и не высказанные, — уровень убеждений и ценностей.

Другие примеры:

► Взаимодействие родителей со своими детьми: «Ты так ленив» (идентичность) вместо «Убери в своей комнате» (поведение).

► Направленные на изменение культурные программы, которые должны апеллировать к сердцам и умам сотрудников (убеждения и идентичность).

4.  Когда стоит подумать о логических уровнях

► Когда вы или другие реагируют на ситуацию, по видимости элементарную и тривиальную, более эмоционально, чем это кажется оправданным. Почти наверняка она затрагивает что-то на уровне убеждений или идентичности.

► Когда вы хотите осуществить изменения в вашей жизни или в организации. Подумайте, на каком логическом уровне вы пытаетесь это сделать и адекватный ли это уровень. Организации часто должны апеллировать к сердцам и умам, то есть воздействовать на уровнях убеждений и идентичности. При этом сплошь и рядом они пытаются слишком быстро произвести эффект на поведенческом уровне.

► Когда, по-видимому, задействовано больше факторов, чем кажется на первый взгляд.

► Когда критикуете или хвалите. Критика принимается наиболее легко, если она адресована на уровень среды или поведения (а также, возможно, способностей), и она минимально эффективна, если обращается к уровню идентичности, потому что нападение на идентичность побуждает нас защищаться. Похвала максимально эффективна, когда она адресована высоким уровням, особенно уровню идентичности: «Ты потрясающе эффективен/вдумчив».

5.  Как вы можете использовать логические уровни

Используйте их для отслеживания ситуации и для выяснения сути дела. Они могут помочь вам найти простейший или наиболее эффективный способ приложения усилий. Применяйте их при установлении контакта — они помогут вам проявлять уважение к тому, что важно для вас или для других на бессознательном уровне. Логические уровни могут быть подспорьем в понимании озадачивающих ситуаций: в чем их суть и на каком логическом уровне они разыгрываются?

Наконец, используйте логические уровни для оценки того, насколько подходят друг другу человек и работа, человек и данная среда, проблема и предполагаемое решение.




Copyright © MetaCoach. 2008-2015