Life
Coaching

Купить этот Сайт!

Субмодальности

1. Что такое субмодальности?

Пять органов чувств в НЛП иногда называют модальностями, поскольку каждый представляет собой модус, или способ, переработки информации. Для простоты модальности зачастую обозначают первыми буквами их названия:

►  зрение включает визуальную переработку (3);

►  слух — аудиальную (С);

►  ощущение — кинестетическую (К);

►  запах — обонятельную (О);

►  вкус — вкусовую (В).

Но это весьма широкие категории. Если мы подумаем о возможных различиях визуальных стимулов, то мы можем спросить о любом образе, например, следующее.

►  Он цветной или черно-белый?

►  Четкий или расплывчатый?

►  Насколько отдален?

►  Движется или неподвижен?

►  Плоский или трехмерный?.. И многое другое.

В НЛП эти различения называются субмодальностями, поскольку каждое из них — отдельный способ описания или детализации описания внутри определенной модальности.

2.  Что дают субмодальности?

Когда вы воспринимаете что-либо, находящееся вовне, воздействие этого объекта на вас зависит от некоторых субмодальностей, зачастую без вашего осознания этого. Аналогично, при внутреннем восприятии образа его воздействие зависит от того, как вы сконструировали этот образ. Например, яркие цветные образы часто имеют более мощный эффект: они могут быть более притягательными или более пугающими. Образы, включающие движение, обычно кажутся более «живыми», что может восприниматься как «чудесное» или как «ужасное». Некоторые субмодальности оказывают особенно сильный эффект. Их называют критическими субмодальностями. Знание своих наиболее влиятельных субмодальностей дает вам важный ключ к структурированию своего опыта. Оно также чрезвычайно полезно вам, когда вы хотите расширить или изменить какие-либо внутренние репрезентации.

Таблица субмодальностей

Здесь приводится список некоторых интересных субмодальностей. Они, к лучшему или к худшему, накладывают на ваше восприятие свой специфический отпечаток.

Визуальные

Яркость

Контраст

Плоский/трехмерный

Объем

Четкость

Ассоциированность / диссоциированность

Цветной/черно-

белый

Движущийся/

неподвижный

Рамка/панорама

Слуховые

Высота

Ритм

Громкость

Тональность

Отдаленность

Четкость

Резонирование

Кинестетические

Давление

Локализация

Фактура

Температура

Движение

Продолжительность

Интенсивность

Форма

3.  Повседневные примеры субмодальностей

► Следующий год от меня слишком далек, чтобы видеть его ясно: пока что он весь — сплошное туманное пятно.

► Мне нравится ритм его речи и его мягкий провинциальный акцент.

► Когда я в тревоге, я чувствую в животе словно холодный клубок.

4.  Когда следует думать о субмодальностях

► Когда вы хотите получить максимум информации из чего-либо. Какую репрезентативную систему вы используете9 Какие субмодальности этой системы наиболее сильно влияют на вас? Обеспечьте себе самую мощную возможную репрезентацию.

► Когда ваша текущая репрезентация является неприятной или ограничивающей. Меняя субмодальности, попытайтесь улучшить эффект своей репрезентации. Нечто ужасное запомнилось вам в ярких цветах? Сделайте образ черно-белым и отдалите его от себя в своем внутреннем пространстве. Его действие на вас изменилось?

5.  Как использовать субмодальности

Выберите в таблице субмодальности, оказывающие наибольшее воздействие на вас, и поэкспериментируйте с ними, чтобы исследовать эффекты изменения тех или иных из них. Если вы что-то изменили, — например, сделали зрительный образ из черно-белого цветным, — и эффект улучшился, сохраните образ в памяти измененным. Если же изменение не привело к улучшениям, верните образ в исходное состояние или попробуйте изменить его по-другому.

Обращайте внимание на сигналы, которые вам дают другие люди по поводу важных для них субмодальностей. Это позволит вам подстраиваться к ним более эффективно и лучше понимать, как устроено их восприятие.




Copyright © MetaCoach. 2008-2015